Сквозь тернии к звёздамНа съемках картины L'amour en douce (1985) он встретился с актрисой Эммануэль Беар. Эта встреча была судьбоносной и для них самих и для их дальнейшей карьеры.
Режиссёр Клод Бери увидел в этой паре нечто подходящее и пригласил Даниэля и Эммануэль сниматься в дилогии, которую он задумал поставить по роману Марселя Паньоля. Две картины «Жан де Флоретт» (Jean de Florette,1986) и «Манон с источника» (Manon des sources,1986) связаны общим сюжетом и представляют как бы неразрывное повествование, разделённое определённым временным перерывом. Сюжет в высшей степени драматичен. Даниэль благоговейно работает рядом с великим Ивом Монтаном, с удовольствием снимается вместе с Жераром Депардье, который также уже добился признания зрителей. Перед Даниэлем стояла очень сложная задача. Его персонаж, Юголен, человек уродливой наружности, недалёкий, легко внушаемый, но не лишенный определенных положительных черт. Во второй части дилогии Даниэль дал этому образу просто феноменальное развитие. Любовь невзрачного и туповатого Юголена к красавице Манон преображает его. Даниэль прорисовывает свой персонаж, даёт ему жизнь. Его мучительные переживания, безумие, в которое низвергает его эта любовь, его раскаяние в содеянном зле и трагическая гибель — всё это захлёстывает зрителя, причиняет боль сопереживания, внушает любовь к несчастному безумцу. Несмотря на маститых коллег по съёмочной площадке, именно Даниэль в 1987 удостаивается «Сезара» за роль Юголена. Его игра пленяет даже самых привередливых критиков. Это успех, безусловный успех!
Но помимо него есть и ещё один успех. Парадоксально безответная любовь Юголена к Манон, героине Эммануэль Беар, в жизни оказывается далеко не безответной. Трудно было не влюбиться в неё по-настоящему, имея возможность лицезреть её абсолютно обнаженной на съёмочной площадке. Но и Эммануэль дала ему понять, что у него есть все шансы. Назревал новый роман, который означал верный конец его браку.
Когда Даниэля спросили, в чем секрет его успеха у женщин, он ответил: «Видимо, женщины чувствуют, что я их по-настоящему люблю, восторгаюсь ими... Кажется, я, вопреки современным нравам, очень постоянен в любви».
Однако постоянство в понимании французов вещь не вполне однозначная. Оно, к примеру, не помешало ему всецело отдаться новому чувству и в 1987 развестись с Анной. Разводы и алименты для французов давно стали привычным явлением. Но Даниэль не стал меньше любить свою малютку Аврору.
Брак с Эммануэль продлился двенадцать лет. «У нас за это время все было — и страсть, и ревность, и усталость друг от друга... Впрочем, это не помешало нам за годы супружества сняться вместе в четырех фильмах и сыграть в театре одну пьесу». К поиску ролей они оба всегда относились очень ревностно. Даниэль признавал: «Актер не может не быть эгоистом. Это — основа основ нашего ремесла: если ты в глубине души не считаешь себя самым гениальным актером всех времен и народов, лучше на съемочную площадку вообще не выходить!Однажды Клод Соте, режиссер, позвонил нам домой и попал на меня. Эмманюэль, не помню, или вышла куда-то за покупками, или поехала в гости к своему отцу, известному певцу и композитору Ги Беару... А Соте сказал, что готовится к съемкам картины «Сердце зимой». И вот какая проблема его, оказывается, мучит. «Я снимал бы этот фильм и с тобой, и с Эмманюэль, - говорит Клод Соте. - Но мне не хочется иметь супружескую пару на съемочной площадке... Не люблю я это. В общем, надо выбирать между тобой и твоей женой». Сердце мое екнуло, и я сразу взял быка за рога: «Тоже мне проблема! Конечно, бери меня!» Наверняка «доброжелатели» донесли об этом разговоре Эмманюэль...»
В общем, этот брак изобиловал всевозможными перепадами и контрастами, но он как минимум подарил им обоим несколько прекрасных мгновений, а как максимум — в 1992 году ознаменовался рождением второй дочери Даниэля, Нелли, которую он любит ничуть не меньше Авроры.
С того момента, как драматический талант Даниэля быт признан и оценён по достоинству, актёр не упускал больше своего шанса. Любая его роль уникальна и неповторима. Он всегда разный, всё время новый, он не повторяется даже тогда, когда его герои — люди схожих типов. За исключением некоторых жестов и клеше, которые он привык использовать в большинстве случаев для выражения определенного чувства — в его образах нет ничего общего. Его лицо и некоторые жесты видишь из картины в картину, но не устаёшь смотреть, потому что всё это — абсолютно разные люди, абсолютно! И хотя нет возможности здесь рассказать о всех его работах (их уже около сотни), об основных я всё же обмолвлюсь, а потом постараюсь совсем коротко резюмировать каждую из тех, что мне лично приглянулась.
Мировое киносообщество окончательно капитулировало перед талантом Даниэля после картины Жако Ван Дормеля «День восьмой» (Le huitième jour,1996), отмеченного особыми наградами Каннского кинофестиваля 1996 года. Роль банковского служащего Гари, в рушащуюся жизнь которого врывается Жорж (парень с болезнью Дауна) принесла Даниэлю пальмовую ветвь за лучшую мужскую роль. Я, как имевшая возможность пережить впечатление от этой картины и наблюдать за переживаниями некоторых зрителей, должна сказать, что в активе многих самых выдающихся актёров мира нет роли такой силы и глубины. Больше всего этот фильм напоминает мне «Человека дождя», но эмоциональное воздействие его сильнее и глубже. Неповторимая французская грань между смешным и трагичным, то, что я традиционно называю «квинтэссенцией драмы», смех сквозь слёзы и слёзы сквозь смех. Во многом производимым эффектом кино обязано дуэту актёра-дауна Паскаля Дюкенна с Даниэлем.
Самым кассовым успехом Даниэля считается лента «К бою!» (Le bossu,1997), ремейк знаменитого «Горбуна» с Жаном Маре. Мне лично эта приключенческая лента нравиться куда больше оригинала. Здесь у Даниэля была возможность проявить как свой комедийный, так и свой драматический талант. Сам он признавался, что не раздумывая взялся за эту роль: «Я никогда даже не листал знаменитый роман Поля Феваля, который экранизировали как минимум семь раз. Для меня важнее был сам образ этого человека, олицетворявшего собой мщение. И еще — прекрасное владение шпагой. Полгода я занимался накануне съемок у маэстро фехтования».
В 1998 году Даниэль с Эммануэль расстались. Не известно, что именно произошло между ними. Эту женщину я понимаю хорошо, она тоже Львица (родилась 14 августа) и Даниэль сам признавал: «Эммануэль не из тех, кто легко дает приручить себя» . Весь год он нигде не снимался: вероятнее всего этот разрыв был для него болезненным.
В следующем же году он работал без устали. Первая же вышедшая картина, которой стала уже упомянутая «Девушка на мосту» Патриса Леконта принесла Даниэлю второго «Сезара». Юголен и Габор, люди, между которыми пропасть, меж которыми нет ни малейшего сходства. Уродливый и несчастный Юголен и гипнотически неотразимый Габор — две вершины таланта, а может даже и актёрского гения Даниэля. С этого момента он почти ежегодно номинировался на «Сезара», иногда даже за несколько ролей одновременно, но ни разу больше не удостаивался этой премии. Это отнюдь не означало, что он стал хуже работать, нет. Просто он занял свою нишу во французском кинематографе. И его уже никогда не называли иначе, только «лучший» говорили о нем. Да он поздно начал, и когда-то был только фоном для звёзд, таких как Катрин Денев, с которой потом он не раз играл в дуэте как равноправный партнёр. Но в конце девяностых Даниэль был состоявшимся и самым востребованным актёром французского кино.
И самым желанным гостем в англоязычных фильмах. Англичане и даже американцы уделили ему должное внимание. Фильмы «Потерянный сын» (The Lost Son,1999) и «Эскорт» (Mauvaise passe, 1999) были оценены по достоинству зрителями Великобритании и Штатов. В это время у Даниэля был роман с актрисой Марианн Деникур, скрасившей столь невыносимое для него одиночество. На вопросы о том, почему он избрал женщину, совершенно не похожую на его бывшую супругу Беар, Даниэль отвечал как настоящий мужчина: «Постараюсь воздержаться от сравнений: любое сравнение несовершенно, тем более когда оно касается любимых женщин. С Мариан, как и с Эмманюэль, я познакомился в ходе съемок. Она должна была играть мою помощницу в картине «Переход к действию». Вот мы и перешли к действию — теперь живем вместе...». Однако оформлять свои отношения пара не торопилась.
В отличие от своего героя Габора, Даниэль уверен, что на пятом десятке можно не только метать ножи, но и вполне успешно продолжать играть мужчин в полном расцвете сил, в том числе и в постельных сценах. И это весьма успешно удается ему и по сей день, откровенно говоря, он вовсе не торопится переходить к возрастным ролям. Мало того, что «за спиной», так сказать, «в тылу» у него, у Депардье, у актёров старой школы никого нет. Что-то будет с французским кинематографом завтра…
А пока он ещё может быть полезен отечественному кино в этом качестве, Даниэль активно включается в работу над картинами на актуальные социальные темы. Очень часто его героями становятся мужчины, впадающие в крайности кризиса среднего возраста. По всей видимости, эта проблема действительно существует в обществе, потому что таковы мужчины, которых он играет в «Эскорте», «Знаках страсти» (Petites coupures, 2003), «Станом преступлении» (Le prix du désir, 2004), «Один — уходит, другой — остается» (L'un reste, l'autre part, 2005) и от части в совсем новой экранизации романа Анны Говальда «Je l’aimais» (2009).
Даниэль не стесняется говорить на «запретные» темы со зрителем. Как прежде он не сторонился персонажей, имевших не вполне очевидно традиционную ориентацию, так теперь он не опасается работать в картинах, повествующих о таких замалчиваемых явлениях как «changisme» — взаимном обмене супружеских пар партнёрами. Этому посвящена «Peindre ou faire l'amour» (2005) Арно и Жанны-Мари Ларьё. Даниэль и Сабин Азема в этой картине играют уже пожилую супружескую пару, которая неожиданно открывает для себя новый способ «освежить» свои отношения и прежде всего возродить к жизни эротическую её составляющую. Обмен партнёрами с молодыми супружескими парами всего на одну ночь меняет их взгляд на мир, дает им надежду на продление активных лет жизни.
Конечно эстетам, людям с болезненно утонченным вкусом подобные откровенные сцены могут казаться отвратительными и вульгарными. Мне, как поклоннику французского реализма, да и как девушке, всегда предпочитавшей мужчин в возрасте, эротические опусы Даниэля, которому уже под шестьдесят, видятся вполне эстетичными и не вызывающими отторжения. Он ничуть не стыдится не своей утраченной формы, ни своих лет. Не так давно он сказал в интервью: «Я часто говорю себе: если ты слишком заморачиваешься, брось это! Я предпочитаю оставаться беззаботным». Это связано и с тем, что в жизни у него нет никаких проблем с женщинами: он по-прежнему любит их, умеет их любить и они отвечают ему взаимностью. Большим вопросом для меня всегда было скорее то, как ему удавалось в нужный момент остановить себя во время съемок: уж больно откровенными порой были сцены.
В его личной жизни произошел новый поворот. Проводя отпуск на Корсике, он встретил художницу Од Амброджи. Так на 56 году жизни Даниэль в третий раз связал себя узами брака с женщиной, которая покорила его с первого взгляда. Од всего на четыре года старше его дочери Авторы, но супруги уже исполнены счастливых ожиданий. Даст Бог к декабрю этого года у Даниэля, который не так давно стал дедушкой, родится долгожданный сын. Его ожжиотаж в этом отношении я тоже понимаю очень хорошо.
В кино, помимо ролей немолодых «героев-любовников», Даниэль особенно активно отдается сейчас двум типам ролей.
Первый из них — это «герои нашего времени». Таковы честные полицейские, которых «ломает» система, в фильмах Оливье Маршала «Набережная Орфевр, 36» (36 Quai des Orfèvres, 2004) и «Случай в Марселе» (MR 73, 2008). И выделяющийся среди ролей Даниэля гангстер Гюстав Минда, последний «рыцарь» среди бандитов в фильме «Второе дыхание» (Le deuxième souffle, 2007), ремейке одноименной старой картины, снятом Аланом Карно.
Второй тип, которому Даниэль охотно отдаёт предпочтение, это комедийные персонажи. Здесь пресловутая тема кризиса среднего возраста находит своё особое, ироническое выражение. Бесподобно обаятельны и милы его герои в фильмах «Шпионские страсти» (L'entente cordiale, 2006), где они с Клавье хорошенько тряхнули стариной; в «Госте» (L'invité, 2007) — классической французской комедии с минимумом декораций и актёров; а так же в фильме «Нас двое» (La personne aux deux personnes, 2008) — весьма необычном дуэте с Аланом Шаба. Но самой свежей работой в этом жанре, уже доступной в Интернете, является фильм о проблемах «переходного возраста». В картине «15 ans et demi» (2008) Даниэль сыграл отца девочки-подростка, который пытается найти общий язык со своей дочерью. Сам он каялся в интервью, говоря, что проблема эта ему хорошо знакома: его младшая дочь как раз находится в том самом возрасте, когда он пытается искать к ней подход. Для поклонников французской комедии Даниэль всегда был и остается «золотой жилой».
Сегодня Даниэль как и прежде много работает в театре, где сам играет и режиссирует. Пробует себя в кинорежиссуре и собирается снимать ленту «La fille du puisatier» фактически одними своими усилиями. Проект исторической ленты «Le montespan», выход которой планировался уже в этом году, неожиданно был отдан под его патронаж, и теперь Даниэль решает проблемы, сопряженные со съёмками ленты.
Самый свежий фильм с ним, который, к сожалению, ни в коем виде не доступен русскому зрителю — это картина Забу Брейтман «Je l’aimais». Как уже было сказано — это экранизация романа Анны Гавальда «Я её любил, я его любила», который я обязательно прочту и тоже напишу отзыв о нем.